Порядок разработки и этапы создания бизнес плана

Правильный подход к разработке бизнес плана поможет сэкономить много времени и сил на проведении работ по подготовке документа. Каждый проект имеет свою особенность и специфику: отличаются отрасли, местоположение предприятий, масштабы бизнеса и другие факторы. Это этого зависят порядок и этапы разработки бизнес плана.

Содержание

Порядок разработки бизнес плана

Разработка бизнес плана — это методичный и последовательный процесс поиска, сбора, обработки и анализа подходящей информации в-первую очередь для того, чтобы убедиться в прибыльности идеи и возможности ее осуществить.

Такое бизнес планирование подходит любым предприятиям и отраслям, независимо от размаха — от крупного до малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

Порядок и этапы разработки бизнес плана

Подходящий порядок разработки бизнес плана поможет подготовить правильный и качественный документ, который обеспечит владельца инструментом для управления предприятием на пути к поставленным целям.

Порядок разработки включает в себя следующие этапы:

  • определение цели, получателя и требований;
  • сбор и анализ информации;
  • написание бизнес плана.

Различные кредиторы требуют предоставления бизнес плана по собственным требованиям. Поэтому, перед разработкой необходимо знать, кому он предназначен. Это поможет подготовить документ в кратчайшие сроки без затрат на переделку.

Отметим, что непосредственное написание бизнес плана осуществляется по заранее определенным требованиям и стандартам получателя. Для развития, бизнес план является основным документом, на который необходимо потратить время и силы.

Этапы составления бизнес плана

Если заранее определить этапы составления бизнес плана и действовать по нему, то можно быстро и качественно провести всю необходимую работу. К основным -  относят следующие этапы составления:

  • определение цели;
  • сбор, обработка и анализ информации;
  • составление бизнес плана.

Определение цели

Составление любого бизнес плана начинается с определения цели — для чего он  вообще нужен. Это первый и самый важный этап, на котором определяются все дальнейшие действия, связанные с составлением бизнес плана.

Цели могут быть разными. Например, действующий бизнес планирует расширяться и увеличивать свою долю на рынке. Для этого, необходимо производить больше продукции. Соответственно, нужны инвестиции в дополнительное оборудование и расширение производства. С помощью грамотного бизнес плана можно просчитать эффективность проекта и найти варианты для его финансирования. Не важно, проект связан с производством или предоставлением услуг.

Сбор, обработка и анализ информации

На втором этапе, после того как стали известны цель, получатель и требования к составлению бизнес плана, необходимо найти, собрать и обработать различные данные из самых разных источников.

В-первую очередь, необходимо изучить текущую ситуацию на целевом рынке (в зависимости от отрасли или региона): понять размер (объём) рынка, его структуру, конкуренцию, динамику за последний период и оценить потенциал.

Во-вторую очередь, на основе полученной актуальной и достоверной рыночной информации — определить цели по продажам и производству.

В завершение второго этапа, необходимо подготовить финансово-экономические расчеты и получить подробные планы по расходам, доходам и прибыли.

Составление бизнес плана

На третьем этапе, когда получена вся необходимая информация и расчеты, приступают к сведению данных в единый документ по форме определенной заранее.

Если формат и требования неизвестны, то всегда можно использовать международный стандарт UNIDO, в котором учтены все основные требования к описанию бизнес плана.

Узнать стоимость составления бизнес плана

Методика разработки бизнес планов

В зависимости от используемого стандарта бизнес плана, подбирается подходящая методика разработки бизнес планов.

Так, получатели могут предлагать собственные методики, которые учитывают предоставление информации в том виде и порядке, которые требуется для комплексной и качественной оценки проекта.

Это упрощает составление бизнес плана. Если стандарты и требования неизвестны, то методика не поможет. Поэтому, перед разработкой бизнес плана важно определиться для чего и для кого готовится документ.

Методика разработки бизнес планов

Современные методики разработки бизнес планов направлены на тщательное изучение рынка: текущая ситуация, потенциал, риски и возможности. Чтобы затем запланировать конкурентоспособное и прибыльное развитие проекта.

Как известно, любое дело начинается с исследования и анализа. Информация нужна для создания точек опор на рынке и служат отправной точкой для постановки целей проекта и путей достижения.

Если не проводить оценку рыночной ситуации на стадии подготовки бизнес плана, то реализовать проект будет затруднительно — все равно придется потратить время на поиск и сбор недостающей информации.

На основе рыночных данных можно планировать доходы с помощью соответствующего плана продаж.

На основании плана продаж — необходимо разработать производственный план, который сможет удовлетворить рыночные потребности и охватит нужный рынок.

Далее, следует рассчитать все необходимые ресурсы для обеспечения планов по производству и продажам. Очень важно — учесть все возможные расходы, которые возникнут в процессе реализации проекта.

Кредиторы уделяют анализу расходов повышенное внимание, потому что, часто не все затраты учитываются на этапе планирования и появляются уже после начала реализации проекта. Это приводит к тому, что вырастает стоимость проекта и меняются его сроки. Возникает проблема и лучше её избежать на раннем этапе бизнес планирования с помощью тщательно анализа затрат.

Разработка бизнес планов — это трудоемкий и методичный процесс, от качества которого зависят сроки реализации проекта. Если бизнес план будет разработан не по требуемым кредитором формату и стандартам, то такой документ могут отправить на доработку. Если рыночная информация в бизнес-плане будет не убедительной и отличаться от реальной ситуации на рынке — документ будет отправлен на доработку или вовсе будет предоставлен отказ в финансировании. Точно также сомнения могут вызвать расходные статьи и способность действовать в случае наступления рисков.

Поэтому, перед разработкой бизнес плана необходимо тщательно изучить ситуацию и выбрать оптимальный вариант, который подходит лучше всего. Это сэкономит время, силы и принесет результаты гораздо быстрее.

Подписаться на рассылку новостей