Решив открыть свое дело, необходимо спланировать программу деятельности предприятия с перспективой развития. Обычно прогноз составляют на три-пять лет вперед, но поскольку экономические факторы не устойчивы, можно взять и год. Прежде чем подойти к реализации проекта, важно написатьбизнес план правильно. Ведь завершенный документ определяет цели бизнеса, описывает способы их достижения.
Содержание
Как составить бизнес план
Оформление бизнес-плана делается на бумаге с учетом основных правил и с точностью приводимых данных и цифр. Этот документ показывает стремление предпринимателя развиваться и его готовность к работе. Помимо этого, бумажный вариант плана упрощает восприятие идеи со стороны.
Перед составлением бизнес-плана нужно тщательно поработать с информацией, дать оценку текущей ситуации на рынке. Во избежание ошибок, необходимо провести SWOT-анализ, который упорядочит все данные и поможет оценить факторы, влияющие на проект. Особенно данный метод рекомендован для малого бизнеса.
Для чего нужен SWOT-анализ и какую роль играет для составления бизнес плана?
Данный способ применяется для получения объективной картины и включает такие категории как:
- Strengths — сильные стороны. К ним относят опыт и квалификация сотрудников, высокий уровень обслуживания, наличие собственных разработок, обеспеченность материальными ресурсами, низкую себестоимость товаров, оригинальную упаковку продукции и профие факторы которые делают товар/услугу уникальной, отличной от другой.
- Weakness — слабые стороны. Это могут быть: устаревшее оборудование, неустойчивые каналы сбыта, низкая узнаваемость торговой марки, нехватка квалифицированных работников, узкий спектр услуг и номенклатуры товаров.
- Opportunities — возможности. Выход на новый уровень, расширение рынков сбыта, внедрение инноваций, получение инвестиционных средств на развитие проекта.
- Threats — угрозы. Означают для бизнеса обстоятельства, в которых предприятие может понести убытки. Сюда относится нестабильная экономическая ситуация в регионе, повышение налоговой нагрузки, изменения предпочтений потенциальных клиентов, выход на рынок новых игроков .
Проведя анализ по этим категориям, предприниматель может увидеть реальную картину «плюсов» и «минусов». Также появится понимание, над чем нужно поработать для достижения успеха в дальнейшем. SWOT-анализ дает возможность контролировать каждый этап реализации намеченных целей. Именно такая детальный работа над определением факторов, в конечном итоге, преподносит ожидаемые результаты.
После выполненного анализа, автору нужно обосновать свой проект. В этом стоит базироваться на таких показателях как:
- изменения продаж аналогичной продукции за последние несколько лет;
- мониторинг конкурентоспособности;
- динамика роста данной сферы;
- изучение требований потребительского рынка;
- методы привлечения целевой аудитории.
Далее необходимо раскрыть непосредственно идею. Этот раздел бизнес-плана необходимо осветлить в полной мере. Важно определить первоочередные цели, детально представить продукцию или услугу, охарактеризовать предприятие, а также высчитать суммарную стоимость проекта.
Чтобы бизнес-план получился содержательным, нужно:
- проанализировать отрасль;
- определить объемы производства, способы продвижения продукции или услуг;
- узнать, как можно больше о компаниях конкурентах;
- указать структуру персонала, уровень квалификации специалистов;
- планируемое оборудование, его стоимость.
Это поможет четко составить бизнес план, сэкономить значительную часть времени и получить положительные результаты и построить новую компанию с нуля. Самое главное — документ должен быть оформлен грамотно. Ведь именно из него инвестор узнает о вашем проекте. Поэтому бизнес-план создаст имидж, который сохранится за вами долгое время.
Как сделать бизнес план правильно
Составление бизнес-плана для различных отраслей хозяйственной деятельности может отличаться и потребовать дополнительных сведений. При разработке учитывают размер компании. Так, для малого предприятия составляется небольшой документ, для крупного – исчисляется сотнями страниц.
Чтобы грамотно составить документ, необходимо в полной мере ответить на основные вопросы и соблюдать требования к бизнес-плану:
- Концепция идеи. Следует указать место расположения организации, планируемом или существующем названии, производимой продукции или услуге.
- Соблюдение принципов документа. Сюда относится четкая структура, краткость подачи материала. Оптимальный объем 40 страниц. В некоторых случаях уместно будет расширить бизнес-план до 70, также и при необходимости — до 30.
- Только важная информация. Ее лучше отобразить схематически, в виде таблицы, диаграмм и графиков. Особенно это удобно, когда придется анализировать и сравнивать. Подобный формат подачи данных легче воспринимается.
- Понятный слог. Излишество терминологии может стать барьером к пониманию информации, которую нужно донести. Бизнес-план должен быть убедительным, вызывать интерес у инвесторов, при этом быть понятным большему числу людей.
- Объективность и честность. Трудности, которые могут появляться на пути реализации проекта стоит оценивать объективно. Любые предположения, прогнозы должны подтверждаться исследованиями, статистикой, фактами, заключениями экспертов.
Кроме того, важно при составлении бизнес-плана подготовить аргументы для пунктов, касающихся управленческого коллектива, текущих и ожидаемых в будущем финансовых показателей. Также необходимо убедительно изложить маркетинговый план.
Инвесторы часто обращают внимание на полноту изложения этих разделов бизнес-плана. Опытные кредиторы уже при первом знакомстве с документом могут увидеть перспективу проекта и заметить его сильные и слабые стороны.
Чтобы ваша идея увенчалась успехом, необходимо подходить к написанию серьезного документа со всей ответственностью. Если вы понимаете, что сами не справитесь, специалисты Центра стратегического анализа и планирования (SAPC) в Казахстане помогут качественно подготовить грамотный бизнес план. Услуга стоит некоторых затрат, но они будут гораздо ниже, чем в случае ошибки.